По следам "татар на службу отечеству"































ИСХАК КАЗАКОВ:
автобиографические очерки
учителя русско-татарской школы
(по материалам ГБУ ГА РТ)
Развитие общественной мысли и культурно-экономический подъем народов какой-либо страны зависит от умелой постановки учебного дела, следовательно, от хорошей школы с хорошим методом обучения. Это такая истина, которая не требует доказательств..."
Из доклада И.М. Казакова "Методика обучения обществоведению восточных народов"

на фото: И.Казаков с семьей на даче: женой Нафисой и детьми Исмаилом, Марией и Хаджи-Муратом (самый младший). 1923 г.


"Широко эрудированный педагог, революционер-подпольщик, узник жандармских тюрьм*, активный участник февральской революции и первых Советов рабоче-крестьянских и солдатских депутатов, один из руководителей Октябрьского восстания в г. Тетюши, активный участник гражданской войны, член Ревкома по созданию Татарской АССР, руководящий партийный работник, вдохновенный оратор и журналист - вот краткая характеристика неугомонной жизни верного ленинца-большевика Исхака Казакова." - писал о нем в воспоминаниях его сын, известный график и живописец Хаджи-Мурат Казаков, добившийся реабилитации отца и отмены решения парторганизации Наркомата Социального обеспечения ТАССР от 20 июля 1937 г. об исключении И.М.Казакова из партии.

*"В 1911 г. был посажен в тюрьму за политическую пропаганду рабочих идей, просидев 8,5 месяцев был выгнан из пределов Казанской губернии сроком на 2 года" - из анкеты И.М.Казакова.

Согласно архивной копии Постановления № Отдельного корпуса жандармов от 18 апреля 1961 г.:
"1911 года июня 5 дня. в г. Казане1, я, Отдельного Корпуса Жандармов, Ротмистр [...]2, рассмотрев настоящую переписку и принимая во внимание: что из объяснений муллы соборной мечети г. Тетюш [...]3 видно что учитель Исхак Казаков занимается пропагандой среди своих учеников - разучиванием песен на татарском языке политического характера, воспевающих свободу..."

1 так в документе
2, 3 фамилия и имя опущены








В 1939 г. И.М. Казакова обвиняли в приверженности к "правым", добивавшимся такой автономной республики, которая "имела бы свои открытые двери на зарубежный Восток, самостоятельно вела бы внешнюю политику..."1
Рассматривая непосредственно труды и очерки самого Казакова, если он и был ориентирован на Восток, то только с научно-образовательной точки зрения, так как он вовсю "бежал" от устаревшей формы образования в медресе, которые "продолжали жить идеями и предрассудками Средних веков"2 к школам, практикующим методики рациональной постановки учебного дела по советской программе. Будучи назначенным заведующим новой Русско-Татарской школы в Тетюшах и совмещая сию должность с педагогической деятельностью, Исхак Казаков попал под мишень критических высказываний в свой адрес от местного духовенства за его кардинальную перестройку системы обучения, при которой были отброшены на второй-третий планы религиозный догматизм и заучивание арабских писаний.


1 Из материалов дела по обвинению Казакова Исхака
2 Из очерка И.Казакова "Какая школа лучше?"







Какая школа лучше?
"Вот вопрос над которым в настоящее время ломают голову российские мусульмане..." - в своих размышлениях И.М. Казаков делает акцент на том, что медресе и мектебы остаются в обучении консервативных взглядов, не поддаваясь влиянию европейской культуры и современной науки...
"(...)В настоящее время нас возбуждать подобные вопросы и относиться критически к новометодным мектебам и учителям хотя и не очень принято, но мне как учителю прослужившему 13 лет на ниве народной позволительно будет сказать по этому поводу несколько слов. Правда новометодисты исполняют в настоящее время трудную работу, они ведут борьбу не с простым невежеством, а фанатизмом - это самый жесткий вид невежества и к несчастью блестяще одерживает над ними победу. За исключением такого трудного дела они достойны глубокой признательности и благодарности, но что касается их мектебе к сожалению приходится сказать что они не удовлетворительно не отвечают запросам практической жизни... Школа без русского языка - это человек без правой руки или ноги."

Из рукописи И.Казакова. К сожалению из нее до нас дошли лишь две страницы, содержащие лишь вводную часть.
Как общественно-политический деятель того времени
И.М Казаков публиковался в различных периодических изданиях, был ответственным редактором газеты "Торгово-промышленный Татарстан". В фондах архива Республики Татарстан хранится рукопись статьи "На новых путях", в которой автор изложил методику обучения обществоведению восточных народов.
"С первых же дней Октябрьской революции Советская власть провела жестокую борьбу против невежества и темноты народных масс. Со дня Октябрьской революции деревни и сёла совершенно изменились - ожили: появились различные школы, народные дома, открылись избы читальни, появились разные кружки, политшколы и началась в них учеба на разных языках". И.М. Казаков считал, что для успешной учебы нужно не только знание соответствующего материала и умение его изложить: в своих суждениях он за основу брал потребности аудитории и слушателей. "Иллюстрируем это маленьким примером: руководитель политшколы или кружка среди крестьян ведет беседу о достижениях нашей промышленности, не связывая это с сельским хозяйством вообще, интересами данной группы крестьян, в частности, и делает вывод, что с оздоровлением промышленности ,ее поднятием, укрепляется база пролетарской диктатуры.
(...)Крестьянин подходит к промышленности с точки зрения того, что мероприятия Советской власти в области промышленности дают ему возможность выгоднее обменять свои продукты на чай, сахар, мануфактуру, на плуг или косу."




Исхак Мустафьевич Казаков родился 11 (26) декабря в 1876 г. в Казани в семье торговца. Начальное школьное образование получал в частной мусульманской школе, после разорения отца и оставшись в семье без средств и возможности платить за учебные пособия в 1893 году будучи 16-летним подростком продолжил получать образование в Казанской Татарской учительской школе.

"Отец мой Мустафа Казаков, в восьмидесятых годах, когда расстроились его торговые дела, он покинул семью на произвол судьбы и уехал за границу. (...) Жили мы в русской части города. Ежедневно встречаясь в русскими детьми, я усвоил русскую разговорную речь у сверстников и научился русской грамоте.

Метрическая запись рождения
И.М. Казакова под №14 от
11 декабря 1876 г.
Отец - почетный гражданин г. Казани - Мустафа сын Мухаметзяна Казаков
Мать - Бибимахруй дочь Зиганши Усманова


на фото:
Семья Мустафы Казакова.
Маленький Исхак - четвертый слева рядом с матерью БибиМахруй Казаковой и старшим братом Ахметзяном. Крайняя справа -Уммульгусум, сестра И.Казакова, будущая мать революционера М.М. Вахитова.
1880 г.
Вначале я поступил было в частную мусульманскую школу [...]*, но школа эта меня не удовлетворяла, там кроме татарской грамоты и магометанского вероучения ничему не учили. В 1887 г. я пошел со своими товарищами на приемный экзамен в Казанскую 3-ю гимназию и был принят в подготовительный класс... (...) На другой год поступил было в Реальное училище, но и здесь я не мог учиться за неимением средств платить за правоучение, приобретение форменной одежды и учебников... Единственное учебное заведение, где я мог еще получить светское образование - это была Казанская Татарская учительская школа... Жилось мне тяжко, я всегда был лишним ртом у брата (Ахметзян Казаков - прим.авт.), устроить себе другую жизнь по своему возрасту, конечно, не мог, а потому волей неволей приходилось оставаться жить у него, быть на побегушках, помогать в семье домашней работе...
В 1897 г. окончил курс этой школы..."

*фамилия и имя опущены

На фото: Казанская Татарская Учительская Школа на ул. Екатерининская (после революции 1917 г. вместе с Тихвинской и Поповкой переименована в Тукаевскую, ныне - ул. Г. Тукая)

Отрывок из экзаменационной работы ученика IV класса Исхака Казакова "Значение изучения русского языка для татар-мусульман":
Русская грамота и язык, как общегосударственный, ныне должны быть всеобщим в России, потому что польза и практическая применимость общегосударственного языка, умение читать все писанное и самому писать, так важно и иметь такое широкое приложение в жизни, что не требует даже и доказательства. Несет ли крестьянин подати, ему нужно расписаться; положим за него могут расписаться и другие, но это, во-первых, оплачивается, а главное - крестьянин остается в руках этих лиц. (...) В настоящее время и татарское сельское поселение призвано к участию в общем земском деле, ему дано самоуправление, оно избирает себе сельских начальников (исправлено на старост, старшин, писарей), имеет свой суд: возможно ли должное выполнение всех этих обязанностей без умения писать и без знания общегосударственного языка? (...) О, мусульмане...! Но как ни крепко замкнулось в себе наше мусульманство, оно не в состоянии оградить себя от вторжения русского просвещения. (...)


По окончании курса Исхак Мустафьевич получил распределение в Усмановское медресе, на должность учителя русского языка класса, но на это место претендовал тогда еще не менее известный учитель Тимурша Соловьев, тогда Казакову предложили Янасальское Русско-Башкирское училище в Красноуфимском уезде...
"... Я отказался, а согласился ехать в д. Кандыбашево* Сарапульского уезда Вятской губ., где также была свободная вакансия на должность учителя. Деревня Кандыбашево находилась в 45 верстах от Сарапула, среди лесов, деревня эта представляла из себя настоящий медвежий угол. Во время моего пребывания здесь я занялся учением книг и пополнял свои знания..."

*Ныне село Кадыбаш в Агрызском районе Республики Татарстан, центр Кадыбашского сельского поселения. 

На фото: Исхак Казаков - учитель в деревне Кадыбаш Сарапульского уезда Вятской губернии. 1897 г.


Согласно очерку "Неугомонная жизнь" Х.-М. Казакова, после "трех учебных зим преподавания" молодой учитель И.Казаков при активном содействии Муллазяна Вахитова (отца М.Вахитова, приходившемуся мужем старшей сестре Уммульгусум - прим.ават.) был переведен в новую открывшуюся школу в Татарии.

Сам И. Казаков писал: "В 1900 году меня пригласили занять должность учителя русско-татарского училища в Тетюшах...

Тетюши после башкирской скуки мне показались настоящим раем. Здесь имелась приличная библиотека, опытные учителя, при их помощи я более основательно изучил педагогику и начал составлять учебники для татарских школ. До меня население Тетюш оказалось враждебно к русско-татарской школе; мне удалось вскоре рассеять эту атмосферу среди фанатичных мусульман, и они начали присылать своих детей в училище...

Татарская школа стала развиваться, число учеников росло год от году, было подыскано более обширное помещение для школы, улучшена обстановка, правильно составлено школьное дело..."


На фото: г. Тетюши. Общий вид. 1900-е гг.

На фото:

слева: Тетюшская Русско-Татарская школа, в которой трудился И.М. Казаков. Фотография датируется между 1905 и 1911 гг.

сверху: Учитель Исхак Казаков с учениками на фоне Русско-Татарской школы г. Тетюши. 1909-1910 гг.

снизу: Учебный класс Русско-Татарской школы г. Тетюши. Весна 1908 г. Здесь преподавались первые естественные науки, такие как природоведение, география, химия, физика и др.

"Произошли большие события - Японская война, революция 1905 года, последняя втянула в новую деятельность - политическую. В эти годы в Казани татарская молодежь начала понемногу втягиваться в политические дела. (...) В 1911 г. 12 июня, по сообщению Казанского Губернского Жандармского Управления, я, два моих помощника-учителя, как заподозренные в переписке, в порядке положения о государственной охране были заключены под стражу и отстранены от учительских должностей. Жена моя - Нафиса Казакова - учительница женской школы г. Тетюши привлекалась к ответственности также, как и мы, но она избегла ареста только потому, что имела при себе грудного ребенка, была отстранена от учительской должности, была также отправлена в ссылку в г. Симбирск, где проживала как и я, под гласным надзором полиции. После 8,5 месяцев заключения в тюрьме (с 12 июля 1911 г. по 27 января 1912 г.) нас выслали из пределов Казанской губ. в

г. Симбирск... После долгих этапных мытарств и лишений в 1913 году я был переброшен в Оренбург в Берденскую станцию..."


на фото: Учителя Тетюшской Русско-Татарской школы.
сидят: Исхак Казаков, Нафиса Казакова;
стоят: Кабир Иксанов, Фатых Шамсутдинов. 1909-1910 гг.
Вскоре казавшийся незыблемым фундамент царского режима стал давать трещину. Переломные годы вовлекли учителя в водоворот политических событий. Казакова привлекает издательская деятельность, выходят в свет его статьи, высмеивающие и критикующие татарскую буржуазию. Создаёт революционные кружки, через которые в крестьянские массы просачивается запрещенная давеча литература, переведенная на татарский язык. В 1914 г., лишившись иммунитета "учительской неприкосновенности" Исхак Казаков был призван на фронт.
"С первых дней империалистической войны 1914 года я был мобилизован и попал в 105 запасной Оренбургский батальон и здесь служил рядовым пехотинцем. В 1916 году мне удалось перевестись в 123 запасной полк в г. Пермь. По прибытии в этот полк, полагая, что во время военной спешки здесь не будут копаться в моей прежней жизни, я подавал рапорт начальству о допущении меня к испытаниям для вступления в военное училище. Но тут я жестко ошибся: в полку о моей политической неблагонадежности уже были осведомлены, и вместо того, чтобы принять меня в военное училище, полковой командир [...]* арестовал меня и отправил с первой отходящей ротой на фронт..."
Закалившись военными буднями И.Казаков в первых рядах застает Февральскую революцию. После становится общественно-политическим деятелем в составе СНК. Но это уже совсем другая сторона его биографии...

*фамилия опущена

на фото: И.М. Казаков - начальник издательского отдела УМВ коллегии,

заместитель Председателя СНК. 1919 г.

Государственное бюджетное учреждение

"Государственный архив Республики Татарстан"


Автор-составитель – Лейсан Низаметдинова

В публикации использованы уникальные архивные материалы, хранящиеся в ГБУ ГА РТ: Автобиографический очерк из личного фонда И.Казакова (орфография и пунктуация сохранены), Дело о выпускных экзаменах учеников IV класса в 1897 г., Материалы дела по обвинению Казакова Исхака, Фотоматериалы из личного фонда И.Казакова.

Использование материалов сайта без согласования с ГБУ «ГА РТ» запрещено.


© 2024 ГБУ "ГА РТ"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website